ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич
(1822-1885) - русский публицист, социальный мыслитель, культуролог, идеолог панславизма. Магистр ботаники Петербургского университета (1849). За научно-административную деятельность награждался Золотой медалью Русского географического общества. Директор Никитского ботанического сада (1879). Основные сочинения: "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" (1869), "Дарвинизм. Критическое исследование" (1885-1889), "Сборник политических и экономических статей" (1890) и др. Известность приобрел благодаря работе "Россия и Европа", вызвавшей острую полемику и зачастую несправедливую критику (например, со стороны В. Соловьева, Н. Кареева - ). Критики обратили внимание прежде всего на поверхностный, связанный с "восточным вопросом", слой книги и проигнорировали (за исключением Н. Страхова и К. Леонтьева) ее более глубокий социологический и философско-исторический план, обнаруживший свое значение позднее.

Рассуждая в русле методологии натурализма и отвергая европоцентристский эволюционный принцип объяснения истории , Д. считал невозможной общую теорию общества , управляемого всеобщими законами . Общество - не особая целостность, но только сумма национальных организмов, развивающихся на основе морфологического принципа, т.е. по собственным имманентным законам. Д., следовательно, наметил одну из ранних форм структурно-функционального анализа социальных систем.

Человечество, по Д., в различных точках роста укладывается в крупные социальные формы (организмы), называемые Д. "культурно-историческими типами" (цивилизациями). "Типы" есть интеграция существенных признаков определенного социального организма, объективирующих национальный характер.  Положительную роль в истории, по Д., сыграли 11 основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский. Ряд народов не сложились в культурный тип и выполняют либо функцию "бичей Божиих", т.е. разрушителей отживших культур, либо составляют "этнографический материал" для других цивилизаций.

По мысли Д., в идеальном плане культура структурируется на 4 разряда (или основы): религия ; культура в узком смысле слова (наука - , искусство - и промышленность); политика ; общественно-экономическая деятельность. Исторически существовавшие культурно-исторические типы развивали какой-либо один разряд либо, в лучшем случае, - два (как европейский). Восточнославянский же тип, по мнению Д., будет первым полным "четырехосновным" культурно-историческим типом. На этом основывались вызвавшие неприятие многих современников политические выводы Д. о месте России в Европе и о славянском мире, который ради спасения своей самобытности должен объединиться в особый культурно-исторический тип и отказаться от подражательности иным культурам.

Д., используя биологические аналогии, формулирует законы эволюции культурно-исторических типов. Основы цивилизации одного типа не передаются цивилизациям другого типа. Попытка заменить такие основы ведет к уничтожению культуры. Однако Д. не отрицает культурную преемственность, адекватной формой которой является метод "почвенного удобрения", т.е. знакомство народа с чужим опытом и использование его наименее национально окрашенных элементов. Особое значение для развития цивилизации имеет политическая интеграция культурно близких народов. Выход интеграции за пределы культурного типа приносит только вред. Культурно-исторический тип переживает ряд этапов, причем если период накопления культурного запаса народом неопределенно долог, то период цивилизации ("плодоношения", "растраты", "творчества") весьма короток, культура быстро иссякает и приходит к естественному концу.

Д. одним из первых увидел опасность концепции линейного прогресса, подчеркнув гибельность для человечества господства какого-либо одного культурно-исторического типа. Ни одна цивилизация не может утверждать, что она представляет высшую точку истории, каждая вносит свои плоды, идет в своем направлении и только в этом многообразии и осуществляется прогресс. Не существует никакой абстрактной общечеловеческой задачи. От общечеловеческого нужно отличать всечеловеческое как совокупность всего национального; всечеловеческое подобно городу, где каждый отстраивает свою улицу по собственному плану, а не теснится на общей площади и не берется за продолжение чужой улицы. В таком развитии и заключается социальный идеал. Концепция Д. стала одной из первых попыток обоснования взгляда на историю как на нелинейный многовариантный процесс. Будучи недооцененными в момент создания, идеи Д. оказались созвучными многим концепциям 20 в.: теории локальных цивилизаций, теории аккультурации, социологии знания и т.д.

Г.Я. Миненков


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич" в других словарях:

  • ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич — (1822 1885) философ, идеолог панславизма, публицист, естествоиспытатель. Создатель теории культурно исторических типов первого варианта теории локальных цивилизаций, предшественник О. Шпенглера и А. Тойнби. В 1843 1847 учился на физико… …   Философская энциклопедия

  • Данилевский Николай Яковлевич — Данилевский (Николай Яковлевич, 1822 1885) публицист, естествоиспытатель и практический деятель в области народного хозяйства, в главном своем литературном труде Россия и Европа представивший особую теорию панславизма, которая образует связующее… …   Биографический словарь

  • ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич — (1822 85) русский публицист и социолог, идеолог панславизма. В сочинении Россия и Европа (1869) выдвинул теорию обособленных культурно исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Данилевский Николай Яковлевич — [28.11(10.12).1822, с. Оберце Орловской губернии, ≈ 7(19).11.1885, Тбилиси], русский публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог панславизма. Окончил Петербургский университет (1847). В конце 40 х гг. участвовал в кружках петрашевцев, по… …   Большая советская энциклопедия

  • Данилевский, Николай Яковлевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Данилевский. Николай Яковлевич Данилевский Дата рождения: 28 ноября (10 декабря) 1822(1822 12 10) …   Википедия

  • Данилевский, Николай Яковлевич — известный естествоиспытатель и философ публицист славянофильского оттенка, родился 28 ноября 1822 г., в родовом имении своей матери, селе Оберце, Орловской губ., Ливенского уезда. Его отец, кавалерийский генерал, Яков Иванович, получил… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Данилевский Николай Яковлевич — (1822 1885), российский публицист и социолог, идеолог панславизма. В сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым… …   Энциклопедический словарь

  • Данилевский Николай Яковлевич — Николай Яковлевич Данилевский Дата рождения: 28 ноября (10 декабря) 1822 Место рождения: село Оберце, Российская империя Дата смерти: 7 (19) ноября 1885 Место смерти: Тифлис, Российская империя Р …   Википедия

  • ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич — (1822—1885), русский публицист, естествоиспытатель. Историософ. соч. «Россия и Европа» (1869, отд. изд. 1871). «Сборник политич. и экономич. статей» (1890) …   Литературный энциклопедический словарь

  • ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич — (1822 1885), русский ученый естествоиспытатель, мыслитель, публицист. Родился 28 ноября 1822 в с. Оберец Ливенского уезда Орловской губернии. Окончил в 1842 Царскосельский лицей, а затем естественный факультет Петербургского университета. В 1849… …   Энциклопедия Кольера

  • ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич — (1822 1885) русский философ, социолог, культуролог, публицист, автор теории культурно исторических типов предшественницы концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. В своей главной работе «Россия и Европа» (1871) Данилевский изложил …   Политологический словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»